Операционные системы и программное обеспечение на платформе zSeries


Управление рабочей нагрузкой


Одна из важнейших функций базовой управляющей программы z/OS связана с решением задачи эффективного динамического перераспределения системных ресурсов (процессорного времени, основной памяти, каналов и устройств) между всеми видами выполняемых в системе работ с учетом их важности. В состав выполняемых работ включаются пакетные задания, запускаемые процедуры STC и программы поддержки интерактивных пользовательских сеансов TSO, приложения и команды, запускаемые в рамках сеансов TSO/ISPF, команды и утилиты UNIX shell, транзакции CICS, DB2 и др. Иногда такую задачу называют "балансировкой рабочей нагрузки", поскольку в условиях постоянно меняющегося объема выполняемых в системе работ, с одной стороны, требуется поддерживать приемлемый или заданный уровень пропускной способности (или времени реакции), а с другой - обеспечить максимальную загрузку имеющихся ресурсов, не допуская при этом ситуаций, когда какого-либо ресурса недостает. Решение этой задачи возложено на менеджера управления рабочей нагрузкой WLM (WorkLoad Manager), который впервые был представлен в MVS SP V5. Возможности WLM распространяются на множество работ, выполняемых в том числе и в кластере Parallel Sysplex.

WLM реализует эффективную модель управления нагрузкой, получившую название "целевой режим" (goal mode) и основанную на выборе и описании ожидаемых целей функционирования для каждой из выполняемых работ [8]. Отметим, что одновременно вплоть до z/OS V1R2 поддерживался и так называемый "режим совместимости" (compatibility mode) - ныне не применяемая модель управления, ориентированная на низкоуровневые средства настройки и контроля использования ресурсов с помощью менеджера системных ресурсов SRM (System Resource Manager).

Рассмотрим основные принципы управления рабочей нагрузкой в целевом режиме WLM. Все выполняемые в системе работы делятся на непересекающиеся группы, называемые классами обслуживания (service class). Принадлежность конкретной работы к тому или иному классу определяется по ее атрибутам, таким как тип работы (пакетное задание, транзакция и т.п.), идентификатор пользователя, учетная информация, используемая подсистема (среда) выполнения и др.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -



Книжный магазин